Меню
Спросить
({ })

Часть 4. Типы данных в Паскаль

6 февраля 2017
Часть 4. Типы данных в Паскаль

Или типы данных, всем привет, шел пятый день борьбы со снегом, бок о бок с желтой лопатой. Чувствуется вот-вот придет весна, но это буйство не заканчивалось, я уже считал дни в календаре до ближайшего потепления, зачеркивал черточки на стене и попутно решил записать урок про переменные в Паскаль, да и вообще в программировании. На прошлом уроке мы переглянулись взглядами с одной из этих особ, а кто не помнит, то это была переменная со строковым типом данных. Сегодня рассмотрим чуть больше типов переменных и напишем небольшую программку на Паскаль.

Типы данных

Или все таки типы переменных... Не важно, давайте же уже начнем поглядывать какие бывают типы данных в программировании. Но для начала, откроем PascalABC и сделаем наброски:

  1. program pr1;
  2. begin
  3. end.

Теперь определимся, прежде чем работать с переменными мы должны их знакомить с программой или объявлять.
Для объявления переменных в Pascal используется системная команда VAR, после которой перечисляются переменные со своим типов данных. Давай посмотрим на шаблон объявления переменных. До логических скобок нужно написать системную команду объявления переменных:

  1. program pr1;
  2. var
  3. begin
  4. end.

Отлично, написали, теперь как нужно писать сами переменные со своими типами данных:

  1. program pr1;
  2. var
  3. название переменной: тип данных;
  4. begin
  5. end.

А если нужно несколько переменные с несколькими типами данных?

  1. program pr1;
  2. var
  3. переменная 1, переменная 2: тип данных 1;
  4. переменная 3, переменная 4: тип данных 2;
  5. и тд.
  6. begin
  7. end.

Все очень просто, на правда ли? Теперь смотрим на виновников торжества, ради которых мы все тут собрались.

Тип INTEGER

Тип integer - это целочисленный тип данных. Что это значит? Это значит то, что все переменные этого типа могут содержать в себе только целые числа, то есть ни каких дробей, ни каких сотых, ни каких символов или строк, только целые числа.


Пример, объявим переменную "a" с целочисленным типом данных и присвоим ей значение "125":

  1. program pr1;
  2. var
  3. a: integer;
  4. begin
  5. a:= 125;
  6. end.

Тип REAL

Тип real - это вещественный тип данных,  он чем то похож на тип integer, но в то же время они совсем разные. Тип real тоже может содержать в себе только числа, но при этом как целые так и дробные, например 12.5, realу это под силу, а вот целочисленный тип данных уже не сможет содержать в себе такое.

Пример, объявим переменную "b" с вещественным типом данных и присвоим ей значение "12.05":

  1. program pr1;
  2. var
  3. a: integer;
  4. b: real;
  5. begin
  6. a:= 125;
  7. b:= 12.05;
  8. end.

Тип STRING

Тип string - это строковый тип данных, он может содержать в себе некое количество символов, которые будут представлять из себя одну строку.

Пример, объявим переменную "с" со строковым типом данных и присвоим ей значение "Какая-то строка":

  1. program pr1;
  2. var
  3. a: integer;
  4. b: real;
  5. c: string;
  6. begin
  7. a:= 125;
  8. b:= 12.05;
  9. c:= 'Какая-то строка' ;
  10. end.

Тип CHAR

Тип char - это символьный тип данных, он похож на вещественный, но только char может содержать в себе один символ.

Пример, объявим переменную "d" с символьным типом данных и присвоим ей значение "С":

  1. program pr1;
  2. var
  3. a: integer;
  4. b: real;
  5. c: string;
  6. d: char;
  7. begin
  8. a:= 125;
  9. b:= 12.05;
  10. c:= 'Какая-то строка' ;
  11. d:= 'C' ;
  12. end.

Тип BOOLEAN

Тип boolean - то логический тип данных и может содержать в себе только два значения - true(ПРАВДА) или false(ЛОЖЬ). Это значит то, что утверждение "Число 5 содержит в себе 5 единиц" будет содержать в себе значение true - правда.

Пример, объявим переменную "e" с логическим типом данных и присвоим ей значение "true":

  1. program pr1;
  2. var
  3. a: integer;
  4. b: real;
  5. c: string;
  6. d: char;
  7. e: boolean;
  8. begin
  9. a:= 125;
  10. b:= 12.05;
  11. c:= 'Какая-то строка' ;
  12. d:= 'C' ;
  13. e:= true ;
  14. end.

Давай теперь выведем все эти значения переменных в программе с помощью системной команды, программы Pascal, ввода и вывода данных - writeln и запустим саму программу.

Код:

  1. program pr1;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a: integer;
  5. b: real;
  6. c: string;
  7. d: char;
  8. e: boolean;
  9. begin
  10. clrscr;
  11. a:= 125;
  12. b:= 12.05;
  13. c:= 'Какая-то строка' ;
  14. d:= 'C' ;
  15. e:= true;
  16. writeln(a);
  17. writeln(b);
  18. writeln(c);
  19. writeln(d);
  20. writeln(e);
  21. readkey;
  22. end.

Нажимаем Shift+F9 и смотрим на вывод программы:

  1. 125
  2. 12.05
  3. Какая-то строка
  4. С
  5. True

Разность двух чисел

Вспомним первый и второй уроки. В первом была задача "Разность двух чисел", у вас должна была получится блок-схема, какого алгоритма? Правильно - линейного алгоритма. Теперь имея блок-схему, зная алгоритм и умея объявлять переменные, мы можем попробовать написать маленькую программку для вычисления разности двух чисел. Поехали.

Блок-схема. Вычисление разности двух чисел

Напишем заготовку

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. begin
  4. clrscr;
  5. readkey;
  6. end.

Теперь объявим три переменные с целочисленным типом данных

a - первое число
b - второе число
c - разность

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a,b,c: integer;
  5. begin
  6. clrscr;
  7. readkey;
  8. end.

Объявили переменные, теперь выведем подсказки для пользователя

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a,b,c: integer;
  5. begin
  6. clrscr;
  7. write( 'Введите первое число: ' );
  8. write( 'Введите второе число: ' );
  9. writeln( '________________________' );
  10. writeln( 'Разность двух чисел равна ' );
  11. readkey;
  12. end.

Отлично, теперь осталось использовать переменные, но для начала их нужно считать. То есть, после того, как выйдет первая подсказка "Введите первое число", пользователь введет число и нажмет ENTER, вот тут то, программа и должна считать значение, введенное пользователем и записать его в нашу переменную, аналогично для второго числа.

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a,b,c: integer;
  5. begin
  6. clrscr;
  7. write( 'Введите первое число: ' );
  8. read(a);
  9. write( 'Введите второе число: ' );
  10. read(b);
  11. writeln( '_______________________ ' );
  12. writeln( 'Разность двух чисел равна  ' );
  13. readkey;
  14. end.

Теперь, после того, как оба числа были введены и записаны в переменную, нужно выполнить действие с их участием, а именно выполнить разность двух чисел. Но куда записать ответ разности? Для этого у нас есть третья переменная "с" вот ей мы и присвоим разность двух чисел.

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a,b,c: integer;
  5. begin
  6. clrscr;
  7. write( 'Введите первое число: ' );
  8. read(a);
  9. write( 'Введите второе число: ' );
  10. read(b);
  11. c:= a-b;
  12. writeln( '_______________________ ' );
  13. writeln( 'Разность двух чисел равна  ' );
  14. readkey;
  15. end.

Почти все, теперь нужно вывести желаемый результат пользователю. Для этого присоединим к последнему "WRITELN" нашу переменную "с"

  1. program raznost;
  2. uses crt;
  3. var
  4. a,b,c: integer;
  5. begin
  6. clrscr;
  7. write( 'Введите первое число: ' );
  8. read(a);
  9. write( 'Введите второе число: ' );
  10. read(b);
  11. c:= a-b;
  12. writeln( '_______________________ ' );
  13. writeln( 'Разность двух чисел равна  '+c);
  14. readkey;
  15. end.

Нажимаем Shift+F9 и смотрим на вывод программы:

  1. Введите первое число: 100
  2. Введите второе число: 55
  3. _________________________
  4. Разность двух чисел равна 45

Если у тебя так, то поздравляю у тебя все получилось =)

Заключение

Вот и все, предлагаю поэкспериментировать, попробуй написать аналоги такой программы но с вещественным типом данных или же с другими математическими знаками.
Всем успехов в коддинге, до следующего урока.
Пока =)

Следующая статьяПредыдущая статья